Gevrey-Chambertin / Жевре-Шамбертен
Gevrey—Chambertin – коммуна небольшая, всего каких-нибудь 408 гектаров виноградников, однако на этом пространстве уместились 26 АОС Premier Cru и 9 – Grand Cru. Впрочем, это обычная картина для Бургундии, особенно для тех коммун, которым посчастливилось находиться в южном и северном «королевствах» Золотого склона: в Cote de Beaune и Cote de Nuits. В этом величие бургундского виноградника, если воспринимать его как единое целое, в этом и всемирное его признание – в 2015 году делимитированные участки, так называемые ClimatsdeBourgogne, были внесены в список наследия ЮНЕСКО.
Что же делает коммуну Gevrey-Chambertin заметной в ряду своих соседей? Во-первых, это наибольшее количество апелласьонов категории Grand Cru. Собственно, севернее Gevrey-Chambertin больше нет виноградников высшей классификации – самые изысканные пино нуар «обитают» именно здесь. Виноградники Premier Cru в большинстве своем сосредоточены на западе коммуны, несколько выше, чем Grand Cru (250–350 м). Самые знаменитые из них Clos Saint-Jacques и Les Cazetiers, их чаще всего называют неофициальными гран крю. На севере и востоке масса высокопродуктивных вилляжных виноградников.
Во-вторых, это причудливый калейдоскоп почв, где нашлось место и бурому известняку, и осадочным породам, и мергелю с мелким щебнем. Последний сообщает винам элегантность и деликатность, тогда как в мергелевых пластах то тут, то там «вкручены» останки ископаемых, напоминающие нам о «морском» прошлом территории Бургундии, — они придают винам минеральность и структуру. Лозы обращены, как правило, на юг и юго-восток.
В-третьих, это, конечно же, историчность коммуны: виноградники Gevrey-Chambertin известны с VII века, большинство из них находилось в ведении различных монастырей до Великой французской революции. Да и после нее звезды были благосклонны к этому региону – надо же такому случиться, что Наполеон Бонапарт всем винам на свете предпочитал Chambertin Clos de Bèze. Последний, воспользовавшись своей славой, не померкшей после отречения Наполеона, «подтянул» своих более скромных родственников до статуса Grand Cru – он был дарован всем шамбертенам в 1937 году.
Как вы, должно быть, догадываетесь, коммуна изначально называлась просто Gevrey, но в 1847 ушлая администрация прибавила к ее названию имя самого престижного из виноградников – Chambertin. Это задало своего рода тренд, который с удовольствием подхватили и амбициозные соседи – сегодня в Côte d’Or насчитывается 11 коммун, переименованных подобным образом.
Вина из Gevrey-Chambertin обычно достаточно быстро превращаются из ярко-рубиновых в темно-вишневые, в юности в них преобладают ягодные тона: клубника, шелковица, вишня, а также фиалка и роза. С выдержкой появляется лакрица, кожа, подлесок, в отдельных экземплярах оттенки приготовленной на костре дичи. Танины, как правило, бархатистые и ненавязчивые, уровень алкоголя серьезный. Шамбертены имеют репутацию вин для долгой выдержки и представляют собой наглядное пособие для сравнительной дегустации различных винтажей, четко выражая характеристики того или иного года.