Зона Prosecco
Исторической деревни Prosecco в окрестностях Триеста, давшей название и производственной зоне, и нескольким апелласьонам, и (до недавнего времени) ключевому сорту винограда, больше не существует – сейчас это скромный пригород Триеста с преимущественно словенским населением. Словенский же (а точнее, общеславянский) корень виден и в самом слове prosecco – изначально это не что иное как итальянизированная «просека». Доподлинно неизвестно, но скорее всего, средневековые крестьяне вырубали леса и кустарники, освобождая таким образом место для будущих виноградников.
Не нужно быть оракулом, чтобы увидеть следы просекко в глубокой древности. «Естественная история» Плиния-старшего – исчерпывающая энциклопедия древнеримской жизни – говорит о вине под названием «пучинум». Плиний приписывал ему целебные свойства, опираясь на похвалы со стороны Ливии Друзиллы, супруги императора Октавиана, считавшей «пучинум» одной из причин их долголетия (и действительно, продолжительность жизни августейшей четы была едва ли не рекордной для того времени).
В XVIII столетии виноградники просекко «спустились» с холмов Венето на равнину, где сорт, позднее названный Глера, приобрел большое распространение и известность на обширных территориях востока Италии. Обычно процесс бывает обратным, от равнинных, менее изысканных, участков, к возвышенностям, но здесь мы видим исключение. Впрочем, благодаря этому исключению, обеспечившему в конечном итоге солидные объемы продукции, просекко и обязано своей славе. Важное замечание: до конца следующего столетия просекко было тихим вином, в диапазоне от сухого до полусухого.
Вторым фактором роста популярности просекко стало изобретение на рубеже XIX-XX веков т.н. «резервуарного метода» производства игристого вина профессором химии и энологом Федерико Мартинотти (позднее ставшего известным как «метод Шарма», но избегайте так называть его в Италии). Помимо чисто экономических выгод, связанных с меньшими трудозатратами, чем при производстве вин по классической технологии, Мартинотти, сам того не ведая, отразил суть игристых Севера и Востока Италии. Им на роду написано быть легкими, фруктово-цветочными, яркими и совсем не такими комплексными как шампанское. Более того, общий стиль просекко не подразумевает подобную сложность, и эксперименты, например, с Dosage Zero, воспринимаются неоднозначно. Визитной карточкой просекко, скорее, является категория Extra Dry и «неэкстремальный» брют.
В 2009 году Consorzio Prosecco принял два важных решения. Во-первых, сорт Просекко сменил название на Глера (как он, якобы, назывался во времена Плиния – эту версию не поддерживают некоторые исследователи, включая и саму Дженсис Робинсон. Они склоняются к тому, что Глера была предком другого автохтона, фриуланской Риболлы Джаллы). Перемену вызвала путаница между именем сорта, самого вина и DOC, а также спекуляция на популярности просекко со стороны иностранных производителей, пользовавшихся многозначностью названия. С тех пор, Глера – официальное наименование сорта в пределах ЕС.
Во-вторых, консорциум добился от итальянского правительства повышения значимости и качества просекко путем разграничения терруаров зоны на DOC и 2 DOCG: Asolo Superiore и Conegliano Valdobbiadene Superiore. Про второй известно гораздо больше: это край «героического» виноделия и крутых террас, включенных за свою живописную историю в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Но не стоит недооценивать и менее раскрученный Asolo, чьи холмы находятся ближе всего к Доломитовым Альпам из терруаров зоны Просекко. В этот DOCG входят 19 коммун, лозы находятся на высоте от 100 до 450 метров. В целом, терруары апелласьона более минеральные, чем в Conegliano Valdobbiadene, что, вкупе с прекрасным дренажем, делает просекко более сухим и «прохладным». И в этом его отличие от более концентрированного и фруктового стиля соседей.
Вышеуказанное деление, однако, можно назвать базовым, ведь есть также и «надстройки». Так, введение DOC Prosecco «обнулило» выделение ключевых субзон Treviso в Венето и Trieste во Фриули, позже они вернулись в виде menzioni speciali, «особых наименований» на этикетках, подчеркивающих их более высокое положение относительно базовых вин апелласьона. Меньше всего повезло розовым винам, Prosecco DOC Rosé появился позже прочих, в 2019 году, зато с разрешением добавлять к Глере до 15% уважаемого сорта Пино Неро. Строго говоря, и в белых просекко минимальное содержание Глеры составляет 85%, но на практике вспомогательные сорта никто не указывает.
Власти DOCG Conegliano Valdobbiadene относительно недавно пошли еще дальше по пути рафинирования качества своей продукции, выделив 43 rive – местного аналога бургундских крю или сицилийских контрад. К этим отдельным виноградникам предъявляются повышенные требования, на них ниже урожайность, обязателен ручной сбор, и все такие просекко являются миллезимными (справедливости ради отметим, что, в отличие, например, от шампанского винтаж на этикетке указывает лишь на то, что ягоды были собраны в конкретном, а не исключительном, году – это сближает этикетку просекко и обычного тихого вина). Как правило, название каждой из риве указывается под апелласьоном.
Наконец, вершиной классификации, некоронованным Grand Cru зоны Prosecco считается DOCG Superiore di Cartizze, 107 гектаров на самых крутых холмах региона чуть к западу от Valdobbiadene. Это самые дорогие виноградники в Италии – несколько лет назад гектар земли здесь оценивался в 2 миллиона евро. Местные виноделы делают акцент именно на Cartizze, всячески избегая появления на этикетках слова Prosecco. Неудивительно, что вина из Cartizze по самому высокому разряду оцениваются в Gambero Rosso, а цены на многие из них вполне сопоставимы с шампанским.
В заключение упомянем и о традиционном стиле ColFondo или SuiLieviti (surlie), игристых, сделанных по методу ансестраль со вторичным брожением в бутылке, когда выпадающий дрожжевой осадок не отфильтровывается, а оседает на дно. Такие вина, укупоренные обычной кронен-пробкой, часто не содержат добавленной серы и более всего похожи на широко известный петнат в стиле Brut Nature. Как правило, их подают неосветленными, но иногда осадок отделяют.