Pfalz / Пфальц
Долгие годы Пфальц рассматривался исключительно как цитадель рислинга, впрочем, и вся Германия лишь недавно ушла от этого стереотипа. Безусловно, рислинг играет в регионе ключевую роль (25% всех посадок), самые именитые виноградники отданы ему на откуп, но странно было бы не замечать последние тенденции. Самая значимая из них – «покраснение» Пфальца. При всем уважении к португизеру и дорнфельдеру, среди красных сортов правит бал шпетбургундер – немецкое прочтение пино нуар. Доля его сравнительно невелика (на 2019 год под лозой чуть больше 7%), но цифры не должны вводить в заблуждение – если мы говорим о качественном виноделии, то пфальцский шпет – его синоним. Вообще, красные сорта уверенно двигаются к отметке 40% от всех виноградников, что, учитывая кучность последних вдоль Deutsche Weinstraße, уже сделало Пфальц крупнейшим «красным» регионом в стране.
Пресловутое глобальное потепление не только благосклонно отражается на спелости шпетов – в выигрышном свете сейчас предстают и прочие бургундские сорта: добавим к группе пино также шардоне. Выходцы из Франции вполне комфортно чувствуют себя в пограничных немецких землях, а бóльшая стабильность климата в Пфальце и Бадене относительно той же Бургундии (не говоря уже о ценах) позволяют с оптимизмом смотреть в будущее «мигрантов» в Германии.
С точки зрения геологии Пфальц представляет собой разлом в долине Рейна, образовавшийся около 50 млн лет назад. Разлом этот вытянулся на 350 километров с юга на север, от швейцарского Базеля до Франкфурта-на-Майне. Причиной образования послужило столкновение африканской и европейской тектонических плит – кроме наиболее известного «плода» такого взаимодействия, Альп, на свет появились и Вогезы с Хаардтским горным массивом к западу от нынешнего Рейна, и холмы, поросшие лесом – к востоку. Между ними угнездилась узкая плодородная долина реки, надежно охраняемая с обеих сторон двумя возвышенностями.
Географически, западная часть долины Рейна образует Эльзас и Пфальц, а восточная – Баден. И если Баден отделен от соседей рекой, а его виноградники смотрят на запад, то первые разделены лишь государственной границей Франции и Германии, а Вогезы и Хаардт с Пфальцским Лесом являют собой единое целое. Лозы, как правило, имеют восточную экспозицию. Еще одно отличие Бадена от Пфальца кроется в их истории. Баден на протяжении столетий воспринимался как глухая провинция, тогда как статусный Палатинат был вовлечен во многие перипетии европейской политики, а также его издавна называли «винным погребом» Священной Римской Империи. В XIX и начале XX веков вина из Пфальца были едва ли не самыми дорогими и востребованными в мире, они подавались ко дворам монарших особ и были непременными «участниками» важнейших мировых событий – чего стоит, например, эпохальное открытие Суэцкого канала в 1869 году.
Климатически, Пфальц считается, пожалуй, самым благоприятным для виноградарства уголком Германии – здесь в принципе растет много культур, немыслимых для большей части страны, включая инжир и киви (2000 солнечных часов в год говорят сами за себя). Виноградники сполна наслаждаются теплым закатным солнцем, избегая полуденной жары и утренней сырости. В 1930-е годы был осмыслен и туристический потенциал региона, результатом чего стало открытие Deutsche Weinstrasse или «Немецкой винной дороги», соединяющей 3 субрегиона Пфальца: север, центр и юг.
Südlcihe Weinstrasse – южная винная дорога – уже окончательно избавилась от издевательского прозвища “Süssliche Weinstrasse”, данного хозяйствам Южного Пфальца за массовое производство вин с высоким остаточным сахаром в 1950-1970е гг. Сейчас это вполне состоятельная винодельческая территория с более экстремальным, чем в Миттельхаардте, климатом (чему виной сильные западные ветра, прорывающиеся сквозь более дискретную в этой местности цепь холмов), но и с лозами, выходящими почти строго на юг. Об одном из наиболее примечательных хозяйств Южного Пфальца мы вам и расскажем.