Washington
– штат прибрежный, и неудивительно, что океан и все с ним связанное играет в жизни населения значительную роль. Одна из любимых поговорок вашингтонцев тоже «морская»: прилив двигает каждую лодку. Применительно к винодельческой индустрии штата это значит, что все хозяйства с энтузиазмом продвигают общее дело узнаваемости местных вин, будучи, скорее, союзниками, нежели конкурентами. Каждый владелец винодельни понимает, что в сравнительно новом регионе нужно выступать единым фронтом. Только тогда твоя продукция будет иметь экспортный потенциал, а значит, станет мировым брендом, сколько бы ни был штат Вашингтон известен на внутреннем рынке.
Внутри США вина Вашингтона пользуются устойчивым спросом уже несколько десятилетий. Американские маркетологи любят подчеркивать, что вино производится в каждом из 50 штатов страны, но очевидно, что vitis vinifera по-настоящему чувствует себя в своей тарелке лишь в нескольких из них.
Вашингтон – второй по значению винопроизводящий регион США после Калифорнии: больше 24 000 гектаров под лозой, свыше 1000 виноделен, и число это растет год от года (причем 90% – мелкие семейные производители). В штате насчитывается 20 AVA (American Viticultural Areas, американский аналог системы апелласьонов Старого Света), преимущественно сосредоточенных в континентальной части Вашингтона. Формально разрешено выращивать свыше 80 сортов, но на деле выделяется «большая пятерка»: каберне совиньон, шардоне, мерло, рислинг и сира. О важности виноделия говорит и тот факт, что ежегодный вклад отрасли в экономику штата составляет 8 млрд долларов.
Вашингтон пользуется всеми выгодами умеренно-морского климата в сочетании с влиянием близлежащих горных цепей. Это хребты Олимпик и Каскейд, между которыми, помимо агломерации Сиэтла, угнездилась единственная «океанская» AVA: Puget Sound с преобладанием морозоустойчивых сортов (впрочем, составляющая лишь 1% от общего объема вина). «Винный» Вашингтон начинается к востоку от гор Каскейд, куда не долетают холодные тихоокеанские ветра – горы, залив и микроклимат крупного города служат надежной защитой от непогоды. Перепад дневных и ночных температур порой составляет 25оС, а солнце светит до 17 часов в день, что на час больше, чем в Калифорнии в период сбора урожая. Осенью и весной температурные скачки менее заметны, что ведет к набору фенольной зрелости без заметного набора сахара в ягодах. С точки зрения географии, большинство виноградников Вашингтона находятся между 45-й и 46-й параллелью, «рифмуясь», таким образом, с Долиной Луары и Бургундией.
Официальная история виноделия штата берет начало с посадок в форте Ванкувер (не путать с одноименным канадским городом) на границе с Орегоном. Постепенно лоза распространилась на северо-восток Вашингтона – первопроходцами стали виноделы-иммигранты из Италии и Германии, осевшие в долинах рек Якима и Коламбия. Усилия энтузиастов почти свел на нет «сухой закон» принятый в Вашингтоне еще в 1917 году на фоне вступления США в Первую Мировую войну. Между войнами местные виноделы экспериментировали с Vitis labrusca, и лишь в конце 1950х начала восстанавливать утерянные позиции Vitis vinifera. Сообщество виноделов тесно интегрировано в научные исследования: Комиссия по вину и виноделию Вашингтона ежегодно перечисляет 25% своего бюджета на исследования Центра по изучению виноградарства при государственном университете штата. Центр также организует образовательные программы для виноделов по оптимальному использованию водных ресурсов, альтернативам химическим удобрениям и селекции сортов.
Можно упомянуть еще два фактора, благоприятно сказывающиеся на современном состоянии вашингтонского виноделия. Во-первых, это геологическая структура основных AVA: песчаник и мелкий известняк – далеко не самая благоприятная среда для филлоксеры (а суровые зимы убивают прочих вредителей), вследствие чего виноградники Вашингтона не подверглись такой масштабной эпидемии как Калифорния, не говоря уже о Старом Свете. Большинство лоз здесь корнесобственные. Во-вторых, и это очень по-американски, большую лепту внесло известное в Штатах образовательное шоу «60 минут», популяризировавшее так называемый «французский парадокс». Начался настоящий бум посадок красных сортов, прежде всего, мерло, но и другие сорта зацвели пышным цветом.
Историческими винодельческими зонами для Вашингтона являются уже упомянутые долины рек Коламбия и Якима с их Columbia Valley и Yakima Valley AVAs. Строго говоря, здесь такая же система «матрешки апелласьонов», как, например, в Медоке, и Yakima AVA «вставлена» в Columbia AVA, а сама, в свою очередь, охватывает более мелкие субзоны. Розовый гренаш из Yakima AVA еще в 1966 году попал в обзор американских вин, как одно из лучших в своем роде. В 1983 Yakima AVA первой в штате получила статус апелласьона, там производят свыше 40% всех вин Вашингтона, а также она держит первое место по количеству виноделен.